воскресенье, 30 мая 2010 г.

Задание №9 по ИКТ.Понятие социальные сервисы.Примеры социальных сервисов.Как могут использоваться в образовании.

Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

общения; поддержки и развития социальных контактов,
совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными,
творческой деятельности сетевого характера,
выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.

Первым поколением сетевых сервисов принято считать тот Интернет, который в большей степени был местом, где посетителями искалась и использовалась уже хранящаяся в нем информация, чем сервисом, позволяющим работать совместно и обмениваться данными.

Веб 1.0, порядковый номер которому был присвоен уже после возникновения Веб 2.0, представлял собой хранилище разноплановой информации, пополнение и редактирование которой было сложным и трудоемким, недоступным для изменения «обычными» пользователями, поэтому выполнялось отдельными «привилегированными» людьми или программными агентами.

Веб 1.0 имел некоторую линейность, так как, несмотря на использование гипертекста, структура перекрестных ссылок со страницы на страницу и с сайта на сайт создавалась вручную и зачастую только с целью навигации и поисковой оптимизации.

Однако Веб 1.0 имел средства для общения, такие как ICQ, электронная почта, чаты, форумы, гостевые книги и др. Эти средства продолжили успешное существование и в современном интернете наряду с новыми сервисами.

И важная особенность Веб 1.0 заключается в том, что он не мог быть ориентирован на каждого уникального пользователя, как печатное издание, каждый сайт имел ограниченную целевую аудиторию.

Понятие сетевых социальных сервисов
Web 2.0 (определение Тима О’Рейли) — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.

В современном киберпространстве преобладает концепция освоения паутины с помощью социальных сетевых сервисов.

Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Для уточнения данного термина необходимо раскрыть понятие сетевого сообщества.

Сетевое сообщество — это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Мы можем только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов.

С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Таким образом, мы видим, что сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

общения; поддержки и развития социальных контактов,
совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными,
творческой деятельности сетевого характера,
выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.
Социальные поисковые системы и народные классификаторы
Социальные поисковые системы позволяют осуществлять поиск в соответствии с потребностями пользователя или группы. В настоящее время в Рунете существует несколько систем пользовательского поиска:

1.Свики — http://www.swicki.com/
2.Гугл — http://www.google.com/coop/
3.Роллио — http://rollyo.com/
Социальная поисковая система Свики создает облака тегов и подстраивается под предпочтения пользователя, который по каждому ключевому слову указывает по его мнению наиболее авторитетные сайты в данной категории, что позволяет получать более релевантные результаты поиска, чем при использовании классических поисковых систем.

Облако тегов — визуальное представление списка ярлыков, меток (или категорий). Частота упоминаний, поисков, ссылок в интернете с определенного сайта неких слов, терминов, имен, отображается в специальной области в виде изображения этих слов в формате гиперссылок. Размер изображения тем больше, чем чаще использовался данный тег (слово, термин или имя).

Эта технология используют совместную деятельность участников сообщества: пользователи могут предлагать друг другу теги и авторитетные сайты для настройки персонального поиска.

Система пользовательского поиска Гугл — http://www.google.com/coop/ - персональный и совместный поиск. Система пользовательского поиска позволяет использовать широту возможностей поиска Google для создания поисковой системы, соответствующей вашим задачам и желаниям. На базе Гугла учителя могут создавать свои собственные тематические поисковые машины для того, чтобы школьники, не «перелопачивали» весь интернет в поиске необходимой информации.

Роллио также использует сужение области поиска с помощью назначения авторитетных сайтов и меток.

Народные классификаторы позволяют пользователям хранить свои коллекции закладок на веб-страницы. В России известны такие классификаторы как Делишес и Diigo.

Рассмотрим этот вид социальных сетевых сервисов. Социальный сервис хранения закладок позволяет добавлять ссылки и получать доступ к ним с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Пользователю предлагается присвоить один или несколько тэгов к каждой закладке, которые будут описывать её содержание. Тэги могут быть отображены в виде списка или облака.

Частная сетевая коллекция ссылок на веб-страницы является частью групповой коллекции, которую собирают все участники сети пользователей. Как только человек добавляет к записи ярлыки, он получает возможность использовать эти ярлыки при поиске внутри своих собственных закладок и внутри закладок других пользователей этого сервиса. Такая обратная связь приводит к коммуникации между пользователями посредством метаданных.

Таким образом, использование социальных поисковых систем и народных классификаторов позволяет решить проблему защиты пользователей от нерелевантной информации, которую они могут получить, направляя запросы в поисковые машины «общего пользования».
Социальные сети
Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Крупнейшие социальные сети

Русскоязычные:

В Контакте
Одноклассники.ru
Мой Круг
Англоязычные:

Facebook
Last.fm
MySpace
Сетевые сервисы объединяет общий сценарий поведения пользователей.

1.Создается личная страница, где указываются свои данные (дата рождения, место жительства, ФИО и т. п.)
2.Пользователь добавляет себя в социальные группы: места учебы, отдыха, работы, службы, группы по интересам.
3.Ищутся знакомые по группам или вне групп и добавляются «в друзья».
4.С друзьями или новыми знакомыми ведется переписка с помощью обмена внутренними сообщениями.
5.Пользователями просматриваются, комментируются и оцениваются фотографии, видео и аудио, заметки, вакансии (и др. в зависимости от сервиса).
6.Все изменения информации о друзьях и действия друзей и групп можно отслеживать с помощью ленты событий.
7.Доступ к социальным сетям может осуществляться только зарегистрированными пользователями.
В Контакте — социальная сеть, российский аналог сервиса Facebook, по данным Alexa.com, самый посещаемый сайт России и Украины, 24-й в мире. Ежедневно этот сайт посещают более 7 000 000 человек.

Особенности сайта:

Возможность публикации видео и аудиозаписей (минус: нет возможности комментирования аудио.) Неограниченное количество фотографий и фотоальбомов.
Организация встреч и групп по интересам.
Возможность отметить на фотографии или видео человека, с помощью специального инструмента, и другие особенности.
Одноклассники.ru — позиционируется как крупнейшая социальная сеть в Рунете. Одноклассники действительно имеют наибольшее количество зарегистрированных пользователей.

Мой круг — проект компании Яндекс, создан для профессионального общения. Позволяет пользователям предлагать услуги (по большей части в ИТ-сфере), запрашивать рекомендации у других пользователей, публиковать вакансии и резюме, создавать визитную карточку и импортировать ее в другие сервисы.

Социальные сети в настоящее время объективно являются не только самым популярным социальным сетевым сервисом, но и в целом сервисом сети Интернет.
Блоги
Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре?менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Блоггерами (блогерами) называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (т. н. «комментариев», комментов) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Популярные сервисы блогов России (по мнению сервиса Яндекс. Блоги)

1.LiveJournal
2.Блоги@Mail.Ru
3.LiveInternet
Живой журнал, ЖЖ (LiveJournal, LJ) www.LiveJournal.com

Предлагает обычный для блогов набор функций: возможность публикации записей, их комментирования читателями; также есть удобные дополнительные функции, многие из которых доступны бесплатно любому желающему. До недавнего времени отличался отсутствием обязательной рекламы в бесплатных блогах.

Возможность добавлять других пользователей ЖЖ в свой список чтения (так называемую френдленту) благоприятствует образованию социальных сетей. Поддерживается ведение коллективных блогов — ЖЖ-сообществ.

В Рунете Живой журнал обрёл феноменальную популярность, причём в качественном плане состав русского ЖЖ также необычайно разнообразен. Свои ЖЖ есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движений и организаций. По данным сервиса LiveJournal.Ru на 6 июля 2007, в Живом журнале зарегистрировано 1 015 745 русскоговорящих пользователей.

Блоги@mail.ru — бесплатная блог-платформа для ведения блогов в рамках портала mail.ru. Веб-сервис запущен 24 ноября 2005 года. Предоставляет возможности ведения блога любому пользователю, получившему почтовый ящик в доменах mail.ru, list.ru, bk.ru, inbox.ru. Аналогично LiveJournal пользователи могут выстраивать социальные связи, создавать сообщества и т. д.

Сервис LiveInternet предоставляет следующие возможности:

Добавлять сообщения в дневник, как через веб-интерфейс, так и с помощью программных клиентов, по электронной почте или SMS.
Добавлять в свои сообщения изображения, голосования, информеры (погода, ТВ-программа), закачивать различные типы файлов наиболее удобным образом, использовать до 12 своих аватаров.
Читать обновления в выбранных дневниках, а также любых других RSS-каналах: через ленту друзей в Интернете, через подписку по почте, в программных клиентах.
Использовать интегрированные сервисы фотоальбомов, видео- и аудиозаписей, форумов, знакомств и личных сообщений между пользователями. К дневнику можно подключить веб-камеру.
Всего 90 сервисов наиболее популярны среди блоггеров, но помимо блогов на платформе существуют личные блоги на отдельном хостинге или движке. В Рунете существует более 300000 автономных блогов.

Можно сделать вывод, что блоги на данный момент один из наиболее популярных сервисов Веб 2.0. Число русскоязычных интернет-дневников только за 2008 год выросло в 2,6 раза до 3,1 млн, подсчитали аналитики «Яндекса». И это еще далеко не предел, многие пользователи интренета до сир пор не знают, что такое «блог», поэтому, на мой взгляд, количество блогов может вырасти еще как минимум в 4 раза.
Вики
Вики — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт — Википедия (http://ru.wikipedia.org/).

Вики характеризуется такими признаками:

1.Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора.
2.Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы.
3.Учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних.
4.Проявление изменений сразу после их внесения.
5.Разделение содержимого на именованные страницы.
6.Гипертекстовость: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки.
7.Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители сайта.
Некоторые вики позволяют всем желающим изменять их содержимое. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити, в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-то упорно и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.

Таким образом, сервис Вики является одним из наиболее ярких сайтов-представителей второго поколения Веб, так как именно в проектах Вики реализованы все основные принципы Web 2.0, все признаки, которыми характеризуется Вики, можно отнести и к социальным сетевым сообществам в целом.

Географические сервисы
Географические сервисы позволяют работать с картами мира и отдельных стран, регионов, городов и совместно размещать информацию на географических картах, отмечать места, создавать комментарий.

Основные географические сервисы Рунета:

1.Гугл Планета Земля
2.Панорамио
3.Скетчуп
4.Викимапия
Земля Гугл — программа Google Earth (http://earth.google.com/) позволяет в разных масштабах изучать поверхность Земли по данным спутниковых снимков. Система также поддерживает создание и отображение пользовательских информационных слоев, которые можно организовать в иерархическую структуру, а затем включать и выключать в произвольных комбинациях.

Панорамио (Panoramio.com)- социальный сервис Интернета, который позволяет помечать свои фотографии геотегами и привязывать их к картам Гугла и Земле Гугл, публиковать комментарии.

С помощью сервиса Скетчуп (http://sketchup.google.com) можно «построить» архитектурные объекты 3D (как реальные, так и воображаемые) и «поставить» их в определенном месте на Земле.

WikiMapia (http://wikimapia.org/) — проект, объединяющий информацию Google Maps с технологией вики. Его целью является описание географических объектов всей планеты Земля.

Просматривая карту WikiMapia, пользователь видит объекты, ограниченные рамками, и может получить текстовое описание для каждого. Редактирование текстов и выделение новых участков карты доступно любому посетителю сайта. Объекты также помечаются тегами, в режиме поиска отображаются только те из них, в описании которых присутствует данный тег. Также к каждому помеченному участку можно добавлять фотографии этого места, видеоролики из YouTube и ссылку на страницу в Википедии для этого места. Слой пометок WikiMapia можно подключить к программе Google Earth.

Таким образом, географические сервисы позволяют не только получать текстовую и медиаинформацию, но и задавать (либо просматривать, редактировать) ее положение на географических картах планеты, что расширяет возможности социальных сетевых сервисов не только по типу данных, используемых в них, но и в пространственном отношении.
Виртуальное пространство, анонимность и социальные сетевые сервисы вместе представляют собой уникальную площадку для проведения психологических тренингов и ролевых игр, инсценировок и моделирования различных ситуаций: психологических, педагогических, экономических, даже географических.
http://ru.wikipedia.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий