воскресенье, 14 марта 2010 г.

Задание №0.Глоссарий основных понятий по психологии и педагогике.

Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его
другим, обеспечивающий развитие человека.

Образование – это специально организованная система внешних условий,
создаваемых в обществе для развития человека.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений
во взаимодействии педагога и учащихся.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих
поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих
развитие.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта
поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта
поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного
количественного и качественного изменения физических и духовных сил
человека.

Развитие подразделяется на физическое, физиологическое, психическое,
социальное, духовное.

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) — процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

АВТОРИТЕТНОСТЬ – Способность иметь определенный вес среди других людей, быть для них источником идей, пользоваться их уважением и признанием.

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

Педагогическое общение- вид профессионального общения педагога с учащимися на уроке и вне его.

Таксономия - (от греч. taxis - строй, порядок, расположение по порядку и nomos - закон), теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).

Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. Основные типы абстракции: изолирующая (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности); обобщающая (дающая обобщенную картину явления); идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие абстрактного противопоставляется конкретному.

Автоматизация - процесс формирования различных навыков путем упражнения.
Бессознательное - совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом.
Бинарный - двоичный.

Биометрия - раздел вариационной статистики, с помощью методов которого производят обработку экспериментальных данных и наблюдений, а также планирование количественных экспериментов в биологических исследованиях. Б. сложилась в XIX в., главным образом, благодаря трудам Ф. Гальтона и К. Пирсона. В 20-30-х гг. XX-го в. крупный вклад в Б. внес Р. Фишер.
Вариативность – изменчивость

Вербальный - (от лат. verbalis - словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и вербальный бессмысленный материал (слоги, бессмысленные слова и т.д.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный осмысленный материал (геометрические фигуры, рисунки, фотографии, предметы и т.д.) и невербальный бессмысленный материал (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна). В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное (например, жестовое) общение, вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и других невербальных задач).
Визуализация - процесс перекодировки словесного или символического материала в пространственно-зрительные представления.
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр.
Внешняя мотивация - совокупность мотивов, связанных с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (мотивы долга и ответственности перед классом, учителем, родителями; желание получить одобрение, хорошие оценки и т.п.).
Возраст - единица измерения (годы, месяцы, дни и т.д.) длительности существования одушевленных и неодушевленных объектов внешнего мира. По отношению к развитию ребенка различают хронологический и психологический возраст.
Восприятие - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.
Выборка - множество реально обследуемых объектов (например, индивидов), представляющих собой часть генеральной совокупности (например, популяции или иной группы). Такое множество должно быть репрезентативным в численном и качественном отношении, то есть максимально точно повторять параметры генеральной совокупности.
Дедукция - (от лат. deductio - выведение) логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Манипуляция (франц. manipulation, от лат. manus - рука) - 1) действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе; 2) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями
Мировоззрение - представление о мире, система взглядов на отношение человека к окружающей действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Нравственное М. - система нравственных убеждений, определяющих побуждения личности.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Перцептивный - имеющий отношение к восприятию.
Поведение (англ. behavior, behaviour) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой. П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий. В генетике поведения П. рассматривается более широко, - как любые особенности человека и животных, связанные с деятельностью нервной системы.
Психоанализ - (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение, исследование) теория и метод, созданные З. Фрейдом для объяснения структуры и динамики психической жизни, для лечения различных личностных расстройств. Термин может употребляться и в отношении любой из динамических теорий, которые являются производными от классического психоанализа З. Фрейда.
Психика (от греч. pcychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психомоторика - совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий